Гран-При Монако: Пресс-конференция в четверг
Участники: Герхард Бергер (Toro Rosso), Стефано Доменикали (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull), Виджай Малья (Force India), Адам Парр (Williams).
Вопрос: Вопрос ко всем вам - по поводу предстоящего сезона, по поводу будущего Формулы 1. Ограничение бюджета, KERS, новый регламент, о чем бы вы хотели сегодня поговорить? Кристиан Хорнер: Я думаю, что изменения которые произойдут в следующем году весьма значительны. Тот же новый регламент, включающий в себя серьезные поправки в техническую и аэродинамическую части машины, а также первый этап введения системы KERS. Так что в целом, для всех нас это будет огромное испытание. Одним из ключевых моментов как для независимой команды, как наша, так и для остальных конюшен в большей или меньшей степени является правильное распределение ресурсов на разработку новой машины и доработку существующей, которая в скором времени безнадежно устареет. Слики, KERS, новая аэродинамика - это будет совершенно другая Формула.
Вопрос: Какой, к примеру, объем инвестиций Вы вкладываете в разработку KERS? Или Вы предпочли доверить выполнение этой задачи своему поставщику двигателей? Кристиан Хорнер: В этом отношении мы очень тесно сотрудничаем с нашими партнерами из Renault. Это имеет смысл, поскольку двигатель и шасси - две неразделимые составляющие машины, но эта работа непроста, ибо полностью адаптировать систему к шасси, не забывая при этом о безопасности, очень трудно.
Вопрос: Стефано, Ваши мысли по поводу будущего. Стефано Доменикали: По первому вопросу я могу лишь повторить то, что сказал Кристиан. Впереди всех нас ждет большое испытание и в данный момент мы находимся в ситуации, когда нужно быть полностью сконцентрированным на развитии нынешней машины, но в то же время, постепенно мы должны наращивать ресурсы, направленные на разработку аэродинамики и прочих элементов нового болида. Что касается проекта KERS, то Ferrari уделяет ему огромное количество времени и сил. Это глобальный проект, требующий решения множества сложных задач, ведь мы должны предложить нашим клиентам конкурентоспособное разработку. Для них это так же важно, как и для нас. Задача непростая, но очень важная и нужно приложить максимум усилий, чтобы и в следующем году на равных бороться за чемпионский титул.
Вопрос: Доктор Малья, что Вы думаете об ограничении размеров бюджета? Виджай Малья: Я всегда осознавал, что маленькие независимые команды, типа Force India, будут приветствовать подобную идею, иначе разрыв между независимыми командами и заводскими продолжал бы увеличиваться. Возьмем к примеру систему KERS, о которой мы только что говорили. Я считаю, что нам нет смысла самостоятельно заниматься ее разработкой поскольку мы используем двигатели Ferrari и полностью зависим от того, к каким результатам придет команда Стефано. Надеюсь, он продаст мне свои разработки по разумной цене. Не важно что вообще продается - система KERS или вся машина в целом, я всегда был и остаюсь сторонником сокращения расходов.
Вопрос: Герхард, Ваше мнение. Герхард Бергер: Виджай, Стефано не говорил тебе, что предоставит нам эту систему в следующем году совершенно бесплатно?
Виджай Малья: Фантастика.
Герхард Бергер: Я думаю, вполне очевидно, что идея сокращения бюджетов в Формуле 1 приветствуется всеми. Их размеры растут с каждым годом и нужно предпринять максимальные меры для воздействия на ситуацию. Но в каждом вопросе есть две стороны. Если посмотреть с точки зрения автопроизводителя, его видение вопроса будет разительно отличаться от мнения независимой команды. Но они должны понимать, что таким командам, как наша, Force India и Williams тяжело сформировать бюджет, позволяющий бороться с ними на равных. Очень важную роль в этом вопросе играет FIA. Федерация должна найти тот компромисс, который привел бы к тому, что на стартовой решетке каждой гонки стояло не 18-20 машин, как сейчас, а как минимум 24-26 и конкуренция велась бы на максимально равном уровне. Найти верное решение будет очень непросто, но я уверен, что вместе мы сможем преодолеть это и все будет хорошо. Что касается KERS, здесь мы полностью полагаемся на Ferrari и в следующем году надеемся получить от них всю необходимую поддержку по использованию данной системы.
Вопрос: Адам, Ваша команда находится в интересной ситуации, в частности что касается вопроса системы KERS. Что Вы думаете по этому поводу, а также о сокращении размеров бюджета и других нововведениях 2009-го года? Адам Парр: Как сказал Кристиан, в 2009-м нас ждет феноменальное испытание, но с другой стороны оно не менее захватывающее. Идет ли речь о KERS, новой аэродинамике или сокращении размеров бюджета, это своего рода революция в этом спорте, который мыслит стратегически о своем будущем. Он должен внести свой вклад в решение проблемы изменения климата, что является главной задачей человечества на данный момент. И вклад этот должен быть соизмерим размахам королевских гонок. Что касается инженеров команд, им тоже наверняка будет приятно после стольких лет "затишья" поработать над новым проектом, поэтому Патрик (Хед - отдел разработок), Сэм (Майкл - технический директор) и все наши инженеры так воодушевлены, даже несмотря на то, что наш бюджет не настолько велик, чтобы воплотить все их мысли в жизнь. Идеи улучшения климата, введения системы KERS и нового регламента приветствуются всеми, а вот ограничение размеров бюджета - пока еще спорный вопрос. Конечно, это важно для будущего спорта в целом, но с другой стороны - сейчас мы тратим в три раза больше средств, чем 10 лет назад, а кто-то тратит в три раза больше нашего. Мы не считаем, что подобная ситуация приемлема для этого вида спорта.
Вопрос: Кристиан, темп и надежность Ваших машин в этом году значительно улучшились. Какова задача на оставшуюся часть сезона? Кристиан Хорнер: Прошедшей зимой мы уделили работе над надежностью очень много времени. И пока вроде бы все складывается неплохо. В четырех гонках нам удалось заработать очки и машина с каждой гонкой едет все быстрее и быстрее. Мы намерены продолжить двигаться вперед, но в середине пелетона кипит нешуточная борьба. Позади трех лидирующих команд на равных борятся сразу 5 конюшен - Williams, Toyota, Renault, Honda и мы. Конкуренция, как вы понимаете, очень велика и сражение за четвертую позицию в Кубке Конструкторов не менее ожесточенное, чем битва за титул.
Вопрос: Стефано, после Гран-При Турции Вы сделали два заявления. Первое, что McLaren выбрал более агрессивную стратегию и поднял ее на новый уровень. Второе, что Ferrari будет готовиться к этой гонке в немного другом ключе. Не могли бы пояснить свои слова? Стефано Доменикали: Как вы знаете, в прошлом году, в Монте-Карло и Канаде наша команда смотрелась не очень хорошо. Мы пытались понять в чем причина, применить новый подход в работе. Мы проанализировали настройки машины, которые использовались в последние несколько лет, поэкспериментировали с резиной и давлением в покрышках. Вот таким образом мы и готовились к этому уик-энду и после сегодняшних свободных заездов я должен сказать, что он будет непростым. Наш основной конкурент очень и очень силен. Похоже, что на дистанции одного круга их машина выглядит гораздо лучше нашей, поэтому мы вплотную будем работать над этим компонентом сегодня вечером и весь завтрашний день. Отрыв небольшой и нужно бороться до конца. Нельзя забывать, что по прогнозам в субботу и воскресенье нас ждет капризная погода, и в таких условиях ситуация может изменится. От нас требуется предельная концентрация.
Вопрос: Доктор Малья, не могли бы Вы рассказать нам о том, как растет популярность Формулы 1 в Индии? Это огромная страна, новая для чемпионата, которая благодаря Вам узнает о том, что такое королевские гонки. Виджай Малья: В Индии проживает около 1,2 миллиарда человек. Если посмотреть на долю среднего класса, то она составляет 300 миллионов в данный момент и 400 миллионов к 2010-му году. Жизнь в стране меняется, доходы людей увеличиваются, укрепляются их ценности, тенденции роста сравнимы с Западными - все это результат не только экономического роста, но и высокой демографии. В Индии проживает около 500 миллионов человек в возрасте до 25 лет и 400 миллионов до 18 лет. А с молодостью появляются и новые стремления, новые вызовы. Все играют в крикет, именно поэтому прошедший сезон Индийской Премер-Лиги был так интересен не только индийцам, но и всему миру. Этот вид спорта у нас сродни религии, но мы хотим чего-то нового, еще более захватывающего, привлекательного, гламурного - и Формула 1 сочетает в себе все эти качества. Болельщики Формулы 1 в целом и Force India в частности влюблены в скорость и адреналин. И это здорово, как для нас, так и для всего спорта в целом, для всех ее команд, спонсоров, ибо индийский рынок имеет огромный потенциал. Конечно, мы испытываем определенное давление, так как наша команда должна доказать всем что способна двигаться вперед, к новым вершинам. Мы купили конюшю-аутсайдера и уже добились с ней значительного прогресса всего за каких-то пять или шесть месяцев. Теперь мы вправе считать ее середняком. Единственное, на что мы надеемся, что в 2009-м, с введением новых правил, нам удастся сделать еще один большой шаг вперед и команда сможет на равных бороться за очки.
Вопрос: Герхард, Вы привезли в Монако новую машину. Многие считают этот шаг рискованным. По-вашему этот так? Или все-таки была возможность отложить дебют STR3 до Канады? Герхард Бергер: Мы не очень довольны тем, что дебют новой машины пришелся на Монако. Он должен был состоятся еще на прошлой гонке, но к сожалению мы не смогли завершить все подготовительные процедуры и у нас не оставалось иного выбора. Конечно, мы могли бы подождать и до Канады, но чем быстрее STR3 выйдет на трассу, чем больше она намотает кругов, тем больше мы узнаем о ней, и тем быстрее гонщики привыкнут к ней. Сложившая ситуация не идеальна, но мы справимся.
Вопрос: Серьезное испытание для всей команды? Герхард Бергер: Несомненно. В Монако трудно судить о возможностях машины, к тому же, как сказал Стефано, и погода в воскресенье еще под большим вопросом. Посмотрим. Сегодня мы неплохо поработали - проехали приличную дистанцию не испытав при этом никаких особых проблем. Разумеется, в плане настройки было тяжело, но с надежностью все в порядке. И это здорово.
Вопрос: Адам, Вы впервые приглашены на пресс-конференцию в качестве участника. Расскажите нам о своей роли в команде и о том, в каком направлении она будет развиваться под Вашим руководством? Адам Парр: Вы наверное в курсе, что в этот уик-энд мы отмечаем 600-й Гран-При Фрэнка в Формуле 1. Команда имеет богатую историю, так что в ближайшее время ничего менять мы не собираемся - Фрэнк (Уильямс - руководитель команды) и Патрик (Хэд) по-прежнему лидеры этой команды и что приятно, прекрасно себя чувствуют. Им нравится проживать каждый новый день, участвуя в жизни команды Формулы 1, работая не покладая рук. Поэтому с точки зрения будущего руководства, основные ценности видны уже сейчас. Я имею в виду сплоченность и преданность коллектива своей работе. Мы хотим побеждать в гонках и я сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь команде выйти на новый уровень.
Вопрос: Кто-нибудь хочет прокомментировать тот факт, что Монако - это первый Гран-При, на котором лично присутствует Макс Мосли? Герхард Бергер: Ну, я не хочу комментировать поскольку это его личное дело. Он взрослый человек, и то что с ним произошло не является противозаконным и честно говоря я очень удивлен почему этой ситуации уделяется столько внимания, тем более в Формуле 1. Такое чувство, как будет все в один миг стали белыми и пушистыми. Я считаю, что связывать произошедшее с профессиональной деятельностью Макса на посту президента FIA было бы неправильно. Я довольно долго нахожусь в Формуле 1 и многое повидал. В эру Макса Мосли я выступал в гонках, сейчас руковожу командой и считаю, что на свете есть немного людей - возможно даже ни одного - кто внес такой же большой вклад в развитие безопасности автоспорта, как и Макс. Вспомните прошлое, после Имолы`94 наш спорт нуждался в сильном человеке, который бы смог повлиять на ситуацию: улучшить безопасность на трассах, краш-тесты и т.д. И если бы в то время кто-то попал в аварию, подобную аварии Кубицы на прошлогоднем Гран-При Канады, шансов выжить у этого пилота не было бы вовсе. Помимо этого, он внес большой вклад в развитии безопасности на дорогах, в систему Euro ENCAP, которая спасла немало жизней. Считаю несправедливым оценивать его так, как делают некоторые в данный момент. Будущее FIA должны решать он сам и автомобильные клубы, а не мы или газеты. Я знаю одно: этот спорт нуждается в сильном лидере, понимающем суть дела. Им является Макс Мосли и я надеюсь, что он сохранит свой пост в будущем. Это все что я хотел сказать.
Адам Парр: Нет, без комментариев.
Кристиан Хорнер: Я думаю, об этом уже многое было написано и многое было сказано, но мы приехали сюда чтобы гоняться и думаем только о спорте. Это внутренняя проблема Макса и FIA, и нам или мне не стоит в нее вмешиваться. Как сказал Герхард, он очень многое сделал.
Стефано Доменикали: Думаю, мы уже озвучили нашу позицию по этому вопросу. Я уже говорил, что все зависит от ответственности; моя на данный момент - это результат команды.
Виджай Малья: Я хорошо знаю Макса как президента FIA, поскольку раньше являлся председателем двух ASN в Индии. Думаю, что в начале июня Генеральная Ассамблея сама все обсудит и примет нужное решение.
|